Документ
Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ (далее – Закон № 259-ФЗ), который вносит значительные изменения, включая корректировки в первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Рассмотрим основные из них.
**Полномочия Правительства России**
В 2020 году Правительство Российской Федерации получило специальные полномочия, закрепленные в пункте 3 статьи 4 Налогового кодекса РФ:
- приостанавливать (отменять, переносить) мероприятия налогового контроля;
- продлевать сроки уплаты налогов (сборов, страховых взносов) и сроки подачи деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- продлевать сроки направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
- определять дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
- определять основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- устанавливать основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности, иных документов (сведений);
- устанавливать особенности взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов).
Эти полномочия были продлены на 2022–2024 годы. Закон № 259-ФЗ продлевает их действие до 2028 года (включительно). Изменения вступают в силу 08.09.2024.
**Постановка на учет**
В настоящее время документом, подтверждающим постановку организации (ИП, физлица) на учет в налоговом органе, является свидетельство или уведомление о постановке на учет.
С 01.01.2026 таким документом станет:
- выписка из ЕГРН, содержащая сведения о постановке на учет (снятии с учета) в ИФНС организации или физлица по соответствующему основанию;
- выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о постановке на учет в ИФНС:
- российской организации по месту ее нахождения, месту нахождения филиала (представительства);
- иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту ведения деятельности на территории РФ через отделение;
- выписка из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, содержащая сведения о постановке на учет в ИФНС иностранной организации по месту ведения деятельности на территории РФ через аккредитованные филиалы или представительства;
- выписка из ЕГРИП, содержащая сведения о постановке на учет в ИФНС индивидуального предпринимателя по месту его жительства.
**Налоговое уведомление**
Физические лица уплачивают имущественные налоги (налог на имущество, транспортный и земельный налоги) на основании уведомления ИФНС. Если общая сумма исчисленных налогов не превышает 100 рублей, инспекция уведомление не присылает. Этот порог повышен до 300 рублей. Иными словами, уведомление об уплате имущественных налогов не будет направлено физическому лицу, если общая сумма налогов не превысит 300 рублей.
Изменения вступают в силу 08.09.2024, что означает, что в 2024 году физические лица не получат уведомление, если сумма налогов за 2023 год не превысит 300 рублей.
**Единая (упрощенная) декларация**
Плательщики одного или нескольких налогов, не совершающие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющие объектов налогообложения, подают единую (упрощенную) налоговую декларацию. Срок её подачи – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами или календарным годом (абзац 4 пункта 2 статьи 80 НК РФ). Иными словами, декларация подается ежеквартально.
Для снижения административной нагрузки на бизнес Закон № 259-ФЗ устанавливает, что такую декларацию налогоплательщики будут подавать реже:
- по налогу на прибыль – не позднее 20 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором последний раз были операции по движению денежных средств на счетах в банках (в кассе организации) и/или имелись объекты налогообложения по налогу на прибыль;
- по иным налогам – не позднее 20-го числа первого месяца второго налогового периода, следующего за тем, в котором последний раз были операции по движению денежных средств на счетах в банках (в кассе организации) и/или имелись объекты налогообложения по соответствующим налогам;
- для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных ИП) – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была создана организация (зарегистрирован ИП).
Поправки вступают в силу с 01.01.2025. Таким образом, за 2024 год единая декларация подается в старом порядке, то есть не позднее 20.01.2025.
Камеральная налоговая проверка единой (упрощенной) декларации проводится в течение 3 месяцев на основе имеющихся у ИФНС документов (информации) о налогоплательщике с учетом следующих особенностей:
- проверка проводится за налоговые периоды истекшего календарного года с 1 февраля следующего календарного года;
- если организация приняла решение о реорганизации или ликвидации, проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе реорганизации (ликвидации). При этом ликвидация не может быть завершена ранее окончания камеральной проверки.
**Электронный документооборот**
Налогоплательщики, сдающие отчетность в электронной форме в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ, обязаны получать документы от ИФНС по ТКС через оператора ЭДО и передавать налоговому органу электронную квитанцию о получении этих документов в течение 6 дней со дня их отправки инспекцией (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).
С 08.08.2024 обязанность передавать такую квитанцию отменена. При этом датой получения электронного документа, направленного ИФНС, будет считаться шестой рабочий день с даты его отправления.
С этой же даты отменяется основание для блокировки счетов налогоплательщика за неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о предоставлении документов (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).
**Налоговый мониторинг**
Для увеличения числа участников налогового мониторинга Закон № 259-ФЗ снизил пороговые требования по сумме уплаченных налогов со 100 млн рублей до 80 млн рублей, по полученным доходам – с 1 млрд рублей до 800 млн рублей, и по величине активов – с 1 млрд рублей до 800 млн рублей.
Также введен перечень организаций, которые могут участвовать в налоговом мониторинге без соблюдения указанных пороговых значений. Например, это организации – участники промышленного кластера, резиденты особой экономической зоны, бывшие участники консолидированной группы налогоплательщиков.
Изменения действуют с 08.08.2024. Если организация соответствует указанным требованиям и желает перейти на налоговый мониторинг с 2025 года, ей необходимо подать заявление в ИФНС не позднее 01.09.2024 по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@.
**Требование об уплате задолженности**
Закон № 259-ФЗ уточняет положения статьи 70 НК РФ. С 08.08.2024 требование об уплате задолженности направляется налогоплательщику (плательщику сборов, страховых взносов) в трехмесячный срок, если отрицательное сальдо ЕНС превышает 3000 рублей. Срок, как и прежде, отсчитывается со дня формирования отрицательного сальдо.
Если размер отрицательного сальдо составляет от 500 до 3000 рублей, требование об уплате задолженности направляется не позднее одного года со дня формирования отрицательного сальдо ЕНС в размере, превышающем 500 рублей.
**Пени**
Если у налогоплательщика возникает задолженность по налогам или взносам, ему начисляются пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). С 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года для организаций была установлена ставка пеней в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в этот период, независимо от срока просрочки. Закон № 259-ФЗ продлил действие этого порядка на 2024 год, поэтому пени, начисленные с начала 2024 года, подлежат пересчету.
**Ответственность за налоговые правонарушения**
Если налогоплательщик не уплатил или уплатил не полностью налоги, сборы или страховые взносы, налоговая инспекция может наложить на него штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ. Однако это деяние не считается правонарушением, если в период между установленным сроком уплаты налога и днем вынесения решения о привлечении к ответственности на Едином налоговом счете (ЕНС) налогоплательщика было достаточно средств (п. 4 ст. 122 НК РФ).
Закон № 259-ФЗ также уточнил, что налоговая инспекция не сможет привлечь налогоплательщика к ответственности, если на ЕНС имеются средства, зачтенные в счет предстоящей уплаты налога, в размере, достаточном для его полной или частичной уплаты.
Кроме того, изменены положения ст. 126 НК РФ относительно ответственности за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля. Положения п. 1.1 и 1.1-1 ст. 126 НК РФ не применяются к документам, подтверждающим размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании (КИК) за финансовые годы, заканчивающиеся в 2022–2024 годах, если:
- налогоплательщик, являющийся контролирующим лицом КИК, подвергался ограничительным мерам со стороны иностранных государств;
- постоянное местонахождение КИК находится в стране, указанной в распоряжении Правительства России от 05.03.2022 № 430-р.
Изменения вступили в силу 8 августа 2024 года.