Метод начисления амортизации определяется предполагаемым способом получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования актива (п. 36 СГС "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н).
В данной ситуации стоимость основного средства после модернизации увеличилась и превысила 100 000 руб.
Согласно п. 39 СГС "Основные средства":
- для объектов основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при вводе в эксплуатацию;
- для объектов стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется по рассчитанной норме.
Решение о пересмотре метода начисления амортизации при модернизации объекта принимает профильная комиссия учреждения. При этом учитывается стоимость проведенной модернизации. Если стоимость модернизации не превышает 100 000 руб., комиссия может сохранить метод начисления амортизации "100% при вводе в эксплуатацию". В данном случае, поскольку стоимость модернизации составляет более 100 000 руб., возможно изменение метода амортизации на линейный, учитывая существенные изменения в характеристиках объекта и возможное увеличение срока его полезного использования.
При линейном методе амортизации и изменении срока полезного использования в связи с модернизацией годовая сумма амортизации рассчитывается линейным способом, начиная с месяца изменения срока, исходя из остаточной стоимости объекта на дату изменения и уточненной нормы амортизации. Норма амортизации определяется на основе оставшегося срока полезного использования. Это установлено п. 85 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).
В нормативных актах в области бухгалтерского учета отсутствуют конкретные указания по начислению амортизации при изменении метода вследствие модернизации. Поэтому порядок учета таких изменений должен быть разработан учреждением самостоятельно и закреплен в учетной политике. Учреждению необходимо установить новый срок полезного использования для основного средства в соответствии с ОКОФ.
Если учреждение решает, что модернизация продлевает срок полезного использования, амортизация должна начисляться на оставшийся срок, увеличенный из-за модернизации. Если срок не меняется, амортизация может рассчитываться на оставшийся срок использования, исходя из оставшейся стоимости объекта, которая в этом случае равна стоимости модернизации.
Значительные расходы на модернизацию свидетельствуют о намерении продолжить использование объекта и получение экономических выгод, поэтому комиссия учреждения должна пересмотреть срок его полезного использования.
Таким образом, в учете бюджетного учреждения ситуация может быть отражена следующими записями:
- Дебет КРБ Х 101 ХХ 310 Кредит КРБ Х 106 Х1 310 — увеличена балансовая стоимость объекта в результате модернизации (п. 9 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н);
- Дебет КРБ Х 109 Х0 271 (Х 401 20 271) Кредит КРБ Х 104 ХХ 411 — начислена амортизация (п. 26 Инструкции № 174н).
Унифицированные формы первичных учетных документов, используемые учреждениями, и методические указания по их заполнению утверждены приказами Минфина России от 30.03.2015 № 52н и от 15.04.2021 № 61н (далее — Приказ № 61н). Признание объектов нефинансовых активов при реконструкции (модернизации) оформляется решением по форме 0510441 (п. 40.1 методических указаний, утв. Приказом № 61н). При формировании решения комиссии по форме 0510441 с типом "Признание (удорожание) объектов нефинансовых активов при реконструкции (модернизации), дооборудовании" в графе 12 указывается дата ввода в эксплуатацию. Решение должно быть оформлено не позднее следующего рабочего дня после подписания акта выполненных работ по модернизации.
Таким образом, при модернизации основного средства учреждению необходимо оформить первичный документ — решение по форме 0510441, в котором будет отражена информация о модернизации объекта. Этот документ требуется независимо от того, какие учетные документы учреждение оформляет для бухгалтерских записей.